Ризограф это не ксерокс!

Кажущееся сходство двух приборов – это внешняя видимость, не более. В реальности, ризограф объединяет функции офсетной печатной машины и копировального аппарата. Сходство с офсетом заключается в наличии печатной формы, а операция сканирования изображения позаимствована у ксерокса.
Порядок действий таков. Лист с оригинальным изображением заправляется в сканер (1) устройства. Процесс запускается кнопкой на пульте управления, он длится не более полуминуты, после чего первая копия готова. Затем на клавиатуре набирается необходимое количество копий. Из подающего лотка (3) бумага подается на печать. Барабан с печатной формой за один оборот наносит на лист изображение. Копия падает в приемный лоток (4). Ящик (6) снизу служит подставкой (рис.2).

Порядок работы можно разбить на два этапа. Вначале сканер (1) преобразует изображение оригинала в электрические сигналы. Оригинал (макет) – предназначенное для тиражирования изображение на листе бумаги. Снятая сканером информация служит основой для производства мастер-пленки (4). Лазерное устройство, смонтированное в блоке (2)для изготовления мастер-пленки, прожигает тончайшие отверстия в печатной форме, в соответствие данным от сканера. Мастер имеет двухслойную структуру: бумага и специальный пластик. Для удобства лента мастера смотана в рулон (3), он размещается внутри корпуса на специальном валу. Ножом (11) готовый к работе участок мастер-пленки отделяется от ленты. Размеры оригинал-макета и мастера в точности совпадают. Отрезок автоматически закрепляется на печатном барабане. Подготовка к печати завершена.

Второй этап. Барабан (5) – это полый цилиндр с внешней поверхностью сетчатой структуры. В цилиндр подается краска из тубы (6), она покрывает изнутри всю сетку. Мастер-пленка плотно прилегает к сетке барабана, краска попадает на поверхность печатной формы только через выжженные лазером в полимере отверстия. Лист чистой бумаги прижимается к печатному барабану (5) валиком (12). Движение листа и барабана происходит синхронно, один оборот – одна копия. Готовые копии отстают от барабана сами или при помощи клювика (13). Механизм подачи (8) направляет следующий лист и все повторяется. Оригинал-макет для второго этапа не нужен.

Пленка для мастера – расходный материал, после печати тиража она утилизируется, выбрасывается в емкость (10).

Описание одного цикла работы ризографа занимает больше времени, чем реальное действие машины. Трудно представить, но копирование осуществляется со скоростью – 2 экземпляра в секунду. Все благодаря современной электронике, она синхронизирует действия и управляет всеми процессами. От человека требуется нажать пару кнопок – и все.

Если требуется печать другим цветом, то барабан и туба вынимаются, на их место вставляются другие. Тубы для краски (6) и соответствующие барабаны (5) хранятся вместе. Замена этих комплектующих производится вручную.

Технические требования к макетам

1. Все изображения должны быть предварительно переведены в векторный формат, для чего используются программы Adobe Illustrator и Corel Draw. Шрифты обязательно преобразуются в кривые. Масштаб прямой – 1:1.
2. Требуется соответствие цвета макета системе PMS (PANTONE). Если цвета представлены в схеме CMYK, то они автоматически преобразуются в формат PMS. Недопустимо представление макета к печати с цветами в системе RGB.
3. Допустимая толщина линий: не более 0,1 мм – для УФ-лака и печати; не более0,2 мм – для тиснения фольгой; не более 0,5 мм – для конгрева.
4. Рекомендуемый размер полей – 3 мм. Соблюдение этого требования минимизирует вероятность порчи готового рисунка при резке. Для изображений, сделанных «в край» (до обреза), необходимо делать 2 мм «вылет» за обрез.
5. Отступ печати на конвертах, папках и других готовых изделиях должен составлять 2 мм.
6. Формат изделия: максимальный – 500 Х 600 мм; минимальный – 20 Х 30 мм.
7. Печать на ризографе не предусматривает отображение плавных переходов цвета, поэтому градиента на макетах быть не должно.
.