О бумаге и бумажном рынке

«Российский рынок бумаги ещё не достиг насыщения и продолжит свой рост». Интервью с Иваном Астаховым, руководителем отдела маркетинга департамента бумаги компании «Ксерокс Россия».– Какие тенденции характерны для российского рынка белой офисной бумаги в этом году?
– В 2011 году рынок белых офисных бумаг продолжает послекризисное восстановление, мы видим возращение тенденций 2008 года, когда пользователи отдавали предпочтение более дорогим, качественным бумагам с высокими техническими характеристиками. В кризис приоритеты компаний сместились в сторону дешевых отечественных бумаг класса С, применимых для монохромной печати на низко- и среднепроизводительном оборудовании. Фактически единственным фактором, определявшим выбор офисных потребителей, была стоимость продукта. Именно поэтому в кризис доля высококачественной импортной бумаги грейдов А и В на российском рынке сократилась примерно в 2 раза.
В 2010 году импортная бумага отыграла часть падения и вошла в фазу уверенного, быстрого восстановления: на протяжении последних полутора лет белые офисные бумаги зарубежного производства классов А и В растут быстрее рынка. Это связано с увеличением покупательской способности, а также с ростом продаж более дорогого и производительного оборудования и цветных устройств, которые требуют использования более качественных или специализированных бумаг.

– Расскажите подробнее о белых бумагах Xerox. В чем их конкурентное преимущество перед бумагами других вендоров?
– Компания Xerox предлагает потребителям широкий спектр высококачественных белых офисных бумаг: это бумаги грейда С для монохромной печати на оборудовании средней производительности (до 35 копий в минуту), такие как Xerox Preformer и Xerox Perfect Print, материалы В-класса для черно-белых лазерных и струйных машин, работающих со скоростью до 180 копий в минуту, — Xerox Office и Xerox Business, а также бумаги высшего класса А для высокоскоростных устройств и печати с цветом — Xerox Premier. Все эти продукты обладают наивысшими характеристиками в своих сегментах и регулярно проходят тестирования на соответствие заявленным параметрам в лабораториях Великобритании и США. Таким образом, Xerox гарантирует стабильность качества всех продуктов линейки.
Кроме того, осенью 2011 года мы запускаем новый продукт – импортную бумагу класса С – Perfect Print Plus. Бумага производится в Финляндии и обладает повышенными техническими характеристиками по сравнению с сопоставимыми отечественными материалами, при этом ее цена не превышает средней стоимости российской офисной бумаги грейда С.

– Какую позицию занимают продукты Xerox на российском рынке офисных бумаг?
– Традиционно лидирующие позиции на рынке, особенно в классе С, принадлежат локальным производителям, которые предлагают максимально доступные по цене продукты. Тем не менее, компания Xerox входит в пятерку лидеров рынка белых офисных бумаг и занимает одну из ведущих позиций в премиальных сегментах А и В, где качество отпечатка и бесперебойная работа техники имеют решающее значение. При этом мы на протяжении нескольких лет занимаем первое место среди вендоров периферийной техники и сопутствующих продуктов по объемам продаж офисных бумаг.

– В 2010 – первой половине 2011 гг. на рынке офисной периферийной техники наблюдался значительный рост продаж полноцветных принтеров и МФУ. Отразился ли он на бумажном рынке? Если да, то как?
– Рост продаж полноцветных устройств отразился в первую очередь на белых офисных бумагах класса А, например, таких как Xerox Premier, которая отлично подходит для использования на высокоскоростных принтерах, а также для дуплексной и цветной печати. Эта бумага позволяет печатать в цвете документы, содержащие рисунки, диаграммы, графики и полноцветные презентации исключительного качества. В 2010 году продажи бумаг Xerox класса А выросли более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом и продолжают опережать другие сегменты по темпу роста в этом году.

– Оказывает ли влияние на рынок белой офисной бумаги переход компаний на электронный документооборот?
– Электронный документооборот набирает силу одновременно с модернизацией нашей экономики, при этом потребление бумаги на душу населения в России все еще остается в несколько раз ниже, чем в Европе, и составляет около 4,2 кг на душу населения в год. Это говорит о том, что российский рынок бумаги все еще не достиг насыщения и продолжит рост в будущем десятилетии. По нашим прогнозам, в ближайшие 2-3 года рынок будет увеличиваться в среднем на 3-4% в год.

– Изменился ли подход компаний к вопросу выбора офисной бумаги за последние 1-2 года?
– Действительно, в посткризисный период произошли изменения в подходе компаний к подбору бумаги: цена больше не является единственным фактором, определяющим выбор техники, хоть и по-прежнему имеет очень большое значение. В последнее время компании, особенно крупные корпорации и государственные заказчики, стали уделять большее внимание техническим характеристикам: белизне листа, шероховатости, непрозрачности, жесткости бумаги — и подробно прописывать технические требования к продукту в тендерных документах. Заказчики становятся более грамотными и информированными в вопросах свойств и характеристик бумаги.
Кроме того, сегодня большую роль играет совместимость расходных материалов с офисной техникой, в связи с чем компании все чаще отдают предпочтение бумагам, которые производятся вендорами имеющегося у них печатного оборудования.

.