Проблемы отрасли обсудили на ХХ конференции АРПП

В числе докладчиков ХХ конференции АРПП, прошедшей с 10 по 14 апреля в Израиле, выступил генеральный директор «Первого полиграфического комбината» Дмитрий Фёдорович Дементьев. Он рассказал об актуальных проблемах полиграфической отрасли на современном этапе.C 10 по 14 апреля в Эйлате, Израиль, прошла XX конференция Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) «Рынок печатных и электронных СМИ в настоящем и будущем». В ней приняли участие более 100 представителей ведущих издательских домов, распространительских компаний и полиграфических предприятий более чем из 25 городов России и ближнего зарубежья.

В числе докладчиков конференции выступил генеральный директор «Первого полиграфического комбината» Дмитрий Фёдорович Дементьев. Он рассказал об актуальных проблемах полиграфической отрасли на современном этапе.

В своем выступлении Д.Ф.Дементьев отметил, что падение рекламных бюджетов под влиянием кризиса 2009 года привело к сокращению полиграфического рынка в денежном выражении более чем на 15%. Однако, несмотря на прогнозы по закрытию и замораживанию полиграфических производств, ни одна крупная полиграфическая площадка за время кризиса не была остановлена. Это дало возможность оперативно возобновить рост при появлении первых же позитивных тенденций на рекламном и издательском рынке. В общем объёме рынок вырос на 8%, хотя достичь до кризисного уровня пока не удалось.

Д.Ф. Дементьев подробно остановился на ситуации на журнальном рынке. Этот сектор больше других пострадал от кризисных проявлений. По разным оценкам падение рынка журнальной периодики составило 30-40%. Прежде всего это затронуло глянцевые издания, тиражи которых существенно превышали реальный спрос. Значительно сократили свои тиражи или прекратили выпуск отраслевые и деловые журналы, рекламные и корпоративные издания.

2010 и текущий год характеризуются положительными подвижками. Издатели наращивают тиражи, запускают новые проекты. Развивается не только федеральный рынок, но и региональный. Одним из признаков восстановления рынка можно считать рост тиражей практически всех массовых изданий, увеличение полосности и улучшение полиграфических характеристик. На нашем комбинате тиражи 2010 года даже превысили докризисные показатели и до сих пор продолжают оставаться приблизительно на этом же уровне.

В первую очередь позитивные тенденции ощутили на себе типографии: загрузка оборудования по отрасли выросла на 13%. Если весь 2009 год принес в полиграфию настоящий обвал спроса и вынес на повестку дня задачу выжить, то уже в 2010 году задача была поставлена «жить хорошо». Многие типографии начали более обдумано подходить к вопросу формирования портфеля заказов: отказываться от нерентабельных проектов, привлекать более интересные с точки зрения цены и свободных мощностей заказы. Как правило, хорошо себя чувствовали те типографии, которые смогли в кризис удержать своих клиентов без существенного снижения цен и сосредоточить усилия на повышении эффективности производства.

Далее Д.Ф. Дементьев остановился на вопросах ввозных пошлин, таможенных сборов, стоимости расходных материалов и т.п. Определённый эффект дало снижение пошлины на легкомелованную бумагу с 15% до 5%. В то же время, массового возврата издателей в Россию пока не произошло. Это объясняется более выгодными финансовыми условиями, которые предлагают европейские типографии и беспошлинным ввозом готовой печатной продукции в Россию. Таким образом, на сегодняшний день практически все еженедельные издания, которые ставят на печать жесткие сроки, до последнего собирают рекламу, ночью уходят на печать, а утром попадают в розницу — эти издания уже в российских типографиях. За границей печатаются издания, для которых сроки не так важны.

В течение 2009 года цены на бумагу и расходные материалы оставались стабильными, однако росли затраты на электроэнергию и газ, что привело к увеличению доли производственных расходов. В 2010 году, несмотря на сокращение таможенных пошлин, снижения общей стоимости производства печатной продукции не произошло. Производители бумаги отреагировали на послабление таможенных тарифов увеличением цен в среднем на 6-9%. По итогам последних двух лет можно констатировать, что рентабельность производства стала ниже. Помимо продолжающегося роста затрат на расходные материалы, энергию, содержание оборудования, актуальной остается проблема демпинга.

В заключение Д.Ф. Дементьев сказал: «Все мы – и производители бумаги, и полиграфисты, и издатели, и распространители – находимся в одной лодке, и все мы заинтересованы в развитии рынка печатной периодики. И оттого, как мы сумеем наладить конструктивный диалог, будет зависеть, что будет происходить на печатном рынке – застой или развитие».